• ул. Мясницкая, д. 34
  • пр. Бакунина, д. 5а
  • ул. Гладкова, д.10
  • Ворошиловский проспект, д. 8
  • ул. Белинского, д. 61
  • ул. Садовая, д. 161
  • ул. Театральная, д.15
  • Советская площадь / пр. Кирова, д.29/1
  • +7 (499) 350-41-67
    Телефон в Москве
  • +7 (812) 425-66-19
    Телефон в Санкт-Петербурге
  • +7 (8412) 660-334
    Телефон в Пензе
  • +7 (863) 308-24-96
    Телефон в Ростове
  • +7 (831) 235-12-97
    Телефон в Новгороде
  • +7 (861) 202-54-05
    Телефон в Краснодаре
  • +7 (473) 300-36-70
    Телефон в Воронеже
  • +7 (978) 093-84-38
    Телефон в Симферополе


Ответы на насущные вопросы о СОУТ от Директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России.

07.08.2014

Многие работодатели уже в этом году проводят у себя спецоценку условий труда, при этом они сталкиваются с вопросами, на которые прямого ответа в Законе о спецоценке и в Методике ее проведения нет. А кто-то еще только прикидывает, как провести спецоценку и правильно, и недорого, по каким критериям выбрать оценивающую организацию. Зачем же в принципе ее проводить?

В.А. Корж: Специальная оценка условий труда — это на сегодняшний день единственный инструмент достоверного определения условий труда на рабочих местах. Ее результаты имеют универсальный характер. На основании результатов спецоценки работодатель определяет, как именно надо улучшать условия труда, какими средствами защиты обеспечить работников, как рассчитать им компенсации за вредную работу. От результатов спецоценки зависит и размер страховых взносов в Пенсионный фонд.

То есть ответственный работодатель, нацеленный на обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, используя результаты спецоценки, может снизить свои издержки как на выплату компенсаций работникам, так и на уплату за них страховых взносов за счет улучшения условий труда и устранения вредных рабочих мест.

У работодателя есть прямая обязанность обеспечить проведение спецоценки. За ее непроведение с 2015 г. грозит предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 60 тыс. до 80 тыс. руб. для организаций. А за повторное нарушение должностное лицо оштрафуют уже от 30 тыс. до 40 тыс. руб. либо дисквалифицируют на срок до 3 лет. Индивидуальному предпринимателю может грозить такой же штраф либо приостановление деятельности до 90 суток, организации — штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб. либо приостановление деятельности до 90 суток.

Организация, проводившая спецоценку, должна указать в Карте специальной оценки условий труда СНИЛС работников, количество женщин, инвалидов на рабочем месте. Зачем по явилось это требование?

В.А. Корж: Учет СНИЛС работников, занятых на вредных и опасных работах, необходим для того, чтобы Пенсионный фонд РФ мог установить их «вредный» стаж, и, соответственно, право на досрочное пенсионное обеспечение. А учет количества женщин и инвалидов на рабочем месте позволяет вести достоверный статистический учет этих категорий работников. В том числе — для предоставления им социальных гарантий и компенсаций за вредную работу.

Но конкретные работники могут меняться и во время проведения спецоценки, и после нее. А если какое-либо рабочее место на момент проведения спецоценки вакантно, оценивающие организации отказываются проводить его спецоценку. Разве это правильно?

В.А. Корж: Исследования и измерения вредных и опасных факторов на рабочих местах должны проводиться тогда, когда на этих рабочих местах идет штатный производственный процесс, трудятся люди. Ведь именно используемое в ходе работы оборудование, сырье и материалы могут быть источниками вредных и опасных факторов.

Если же какое-либо рабочее место вакантно и на нем никто не работает, проведение спецоценки будет неполноценным.

Работодатель вправе потребовать от организации, проводящей спецоценку, обосновать результаты проведения спецоценки. Что в качестве обоснования может потребовать работодатель и что ему делать, если оценивающая организация игнорирует такие требования?

В.А. Корж: Обоснованием результатов проведения спецоценки могут быть материалы отчета по проведению спецоценки, разъяснения по вопросам проведения спецоценки. Предоставить их работодателю — обязанность организации, проводящей спецоценку. Если оценивающая организация отказывается их предоставить, работодатель вправе провести экспертизу качества спецоценки.

Кроме того, работодатель вправе обратиться в инспекцию по труду с жалобой на нарушение оценивающей организацией порядка проведения спецоценки.

Спецоценка не может проводиться, если учредители, участники, руководители, эксперты оценивающей организации одновременно являются учредителями (участниками) компании, где предполагается проводить спецоценку. Либо если представители оценивающей организации и ее потенциального клиента состоят в близком родстве или свойстве.

Кто и какую ответственность будет нести, если такая взаимозависимость будет выявлена?

В.А. Корж: Это ограничение было введено, чтобы предотвратить конфликт интересов между представителями оценивающей организации и организации, где должна проводиться спецоценка. Выявить такой конфликт интересов можно, например, проанализировав уставные документы обеих компаний. Если окажется, что конфликт интересов присутствует, заключать договор будет нельзя и придется искать другого партнера.

А если взаимозависимость обнаружится уже после заключения договора, обе стороны будут нести ответственность за нарушение порядка проведения спецоценки по ст. 5.27.1 КоАП (вступает в силу с 01.01.2015).

Закон № 426-ФЗ предусматривает проведение внеплановой спецоценки в отношении вновь организованных рабочих мест. Что именно следует понимать под вновь организованным рабочим местом?

В.А. Корж: Вновь организованное рабочее место — это рабочее место, которое до его введения отсутствовало в штатном расписании работодателя. Такое рабочее место должно быть определено в структуре работодателя соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами. Это, например, акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции, рабочие инструкции.

А если новое рабочее место прописано в локальных нормативных актах, но оно пока вакантно?

В.А. Корж: Если на этом рабочем месте не ведется штатная деятельность, проводить на нем спецоценку нецелесообразно. Ведь полноценно оценить все имеющиеся на рабочем месте факторы и их источники в такой ситуации невозможно.

Будет ли считаться, что рабочее место вновь организовано, если, например, на офисном рабочем месте заменили компьютер или на производственном рабочем месте заменили станок?

В.А. Корж: Нет, это не вновь организованное рабочее место, а замена производственного оборудования на действующем рабочем месте.

Закон № 426-ФЗ предусматривает проведение внеплановой спецоценки, если изменяется производственный процесс, заменяются оборудование, материалы и сырье, средства индивидуальной защиты и это может повлиять на уровень воздействия на работников вредных факторов. Кто и как должен определять, приведут ли изменения технологического процесса, оборудования, сырья, материалов и средств защиты к изменению воздействия на работников вредных факторов?

В.А. Корж: Решение по вопросам необходимости проведения внеплановой спецоценки принимает работодатель. Он может основываться на выводах службы охраны труда организации или специалиста по охране труда (если они есть).

Надо ли проводить внеплановую спецоценку в случае замены в офисном помещении системы освещения, вентиляции? Или когда, например, автопредприятие меняет автопарк?

В.А. Корж: Если замена производственного оборудования (автомобилей), средств индивидуальной и коллективной защиты (освещения и вентиляции) может изменить воздействие на работников вредных и опасных производственных факторов, спецоценку надо проводить.

Окончательное решение о необходимости проведения внеплановой спецоценки на рабочих местах водителей автомобилей или работников, которые трудятся в помещениях, где заменены системы вентиляции и освещения, принимает работодатель. Для этого анализируются характеристики новых автомобилей или систем вентиляции и освещения, оказывающих влияние на условия труда работников. Например, для автомобилей это могут быть уровни шума и вибрации

в кабине, для систем освещения — уровень освещенности на рабочих местах, для систем вентиляции — скорость движения (подачи) воздуха в помещении и на рабочих местах.

Есть работники, которые не являются надомными или дистанционными работниками, но у которых нет стационарного рабочего места, например курьеры, промоутеры. Каким образом проводить спецоценку условий труда на рабочих местах таких работников? Как провести спецоценку условий труда работников, обслуживающих объекты связи, а также различные коммуникации, путевых обходчиков на железнодорожном транспорте?

В.А. Корж: Эти работники трудятся на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами. Спецоценка на таких рабочих местах начинается с определения типичных технологических операций с одинаковыми вредными и опасными производственными факторами.

Затем эксперт оценивающей организации определяет время выполнения каждой технологической операции и оценивает, как вредные факторы воздействуют на работников. Для этого он проводит хронометрирование, анализирует локальные нормативные акты, опрашивает работников и их непосредственных руководителей.

Работники строительных организаций выполняют свою трудовую функцию на объекте заказчика. Кто и в каком порядке должен проводить спецоценку условий труда на их рабочих местах?

В.А. Корж: Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки лежит на работодателе. Поэтому обычно спецоценку должна прово-

дить строительная компания — подрядчик.

Но здесь имеют значение обязательства по договору проведения строительных работ, которые берут на себя заказчик работ и исполнитель. И если, например, по договору заказчик предоставляет подрядчику рабочие места для выполнения строительных работ, то он обязан и провести на таких рабочих местах спецоценку. О ее результатах он должен проинформировать исполнителя. Рабочие места строителей — это рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами.

Кто и в каком порядке обязан проводить спецоценку условий труда работников клининговых компаний?

В.А. Корж: Здесь такая же ситуация, как и у строителей. Уборщики трудятся на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами. А кто именно — исполнитель или заказчик — организует проведение спецоценки, определяется условиями договора на выполнение клининговых работ.

Куда может обратиться работник, если он считает, что на его рабочем месте есть воздействие вредных факторов, а работодатель проигнорировал его жалобы и завершил спецоценку на этапе идентификации либо по результатам измерений не было выявлено вредного воздействия?

В.А. Корж: У работника есть право на достоверную информацию об условиях труда на своем рабочем месте. И если он не согласен с результатами спецоценки, он может обратиться в инспекцию по труду в соответствующем субъекте Российской Федерации или непосредственно в Роструд с жалобой на действия/бездействие должностных лиц, участвующих в проведении спецоценки.

С 1 января 2015 г. КоАП предусматривает административную ответственность всех участников спецоценки за нарушение порядка ее проведения.

Готовятся ли какие-то изменения и дополнения в Закон № 426-ФЗ или нормативные документы в его развитие?

В.А. Корж: В настоящее время рабочая группа из представителей федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей проводит мониторинг правоприменительной практики Закона и Методики проведения спецоценки. Возможно, по результатам ее работы Методика будет уточнена.

Кроме того, в соответствии с поручением Президента РФ в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» до конца текущего года будут внесены изменения, обеспечивающие проведение в 2015—2016 гг. спецоценки на рабочих местах основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи.


RSS-каналRSS-канал    на Яндекс.ЛентаЧитать в Яндекс.Подписках    +Яндекс.Виджет+Яндекс.Виджет


Новости отрасли

25.07.2016Минтруд представил законопроект о справочнике профессий
Справочник наиболее востребованных профессий был доработан Минтрудом - работы над ним велись с 2015 года. В настоящее время представлен законопроект об использовании и дальнейшей актуализации справочника.

18.07.2016Комиссия ОП РФ предложила создать "горячую линию" по экомониторингу
Комиссия Общественной Палаты РФ выступила с инициативой организации "горячей линии "Экомониторинг", которая облегчила бы фиксацию экологических нарушений в разных городах России.

11.07.2016За игнорирование плана проверок контролирующие органы будут наказаны
В целях снижения административной нагрузки на предпринимателей малого и среднего бизнеса повышается контроль за самими контролирующими организациями. Те из них, что не представят в срок план проверок, понесут административную ответственность.

04.07.2016Программа трудовой мобильности привлечет работников на Дальний Восток
В рамках реализации программы трудовой мобильности более 2 тысяч работников будут привлечены со всей России. Из них не менее 600 человек отправятся на Дальний Восток.

27.06.2016В Ростове пресекли сброс канализационных вод
Серьезное нарушение экологического законодательства зафиксировано в Ростове-на-Дону: неочищенные сточные воды сбрасывались в Дон.

22.06.2016Законопроект о запрете хостелов перенесен на осень
Ранее на рассмотрение Госдумы был вынесен и принят в первом чтении законопроект, запрещающий размещение хостелов в жилых домах. 

15.06.2016В Москве создается общественная экологическая инспекция
Первые кандидаты в экологическую инспекцию уже прошли обучение в Минэкологии.

08.06.2016Минприроды Саратова предложило запретить захоронения нефтепродуктов
На заседании 5-го Федерального экологического совета в ХМАО было предложено законодательно запретить захоронение вредных нефтепродуктов.

01.06.2016Коллективный договор может стать обязательным
На рассмотрении Госдумы находится законопроект № 1085818-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", в соответствии с которым коллективный договор может стать обязательным для заключения.

25.05.2016Школьные формы могут быть прочипированы
После успешного внедрения эксперимента по добровольному чипированию меховых изделий, аналогичными RDFI-метками может быть снабжена школьная форма.


Разработка и продвижение сайта “SiriusWeb”

Мониторинг доступности сайта